пятница, 13 марта 2015 г.

Реализм «Властелина Колец». «Глухой телефон». Выпуск 9

Иногда из подобных «субъективностей восприятия» выстраиваются целые цепочки и сложные узоры. Рассмотрим ещё кое-что. Примером длинной цепочки передачи информации (как в игре «глухой телефон») может стать запись в «Алой Книге» об неведомых чувствах назгулов. Надо сказать, рассказ Арагорна на вершине Вазертопа выглядит в ней несколько сумбурно… Сложно понять, о чём вообще речь. Ну да, кто кроме самих назгулов и таких, как Саурон, может знать, как они ориентируются… Никто не проводил опыты над ними, как над летучими мышами, чтобы понять, какой орган чувств у них доминирует. Элронд мог о чём-то догадываться, но неуверенно… Очевидно, что это он просветил Арагорна, однако, что уловил Арагорн из этих объяснений, остаётся скрытым. И вот он пытается пересказать Фродо то, что он понял. Проще обратить внимание на поведение самих кольценосцев…

Если отодвинуть в сторону мистически-запутанн¬ый пересказ эльфийских догадок, собрать заведомо известные факты и перевести всё на привычные нам понятия, то можно предположить, что назгулы, во всяком случае, обладают смутным инфракрасным зрением. Это объясняет, например, почему в полдень, особенно в лесу, где полно движущихся и размытых тёплых пятен самой разной конфигурации, они так ничего и не увидели, зато очень и очень уверенно вышли ночью на костёр, спрятанный на самом дне лощины. А знал ли об этом Арагорн, посоветовавший развести костёр? Или же он решил, что их всё равно найдут, так чтобы хоть отбиваться было чем?

Да, это «двойное дно» – искажение информации при её передаче (а искажается она в полном соответствии с нашими же представлениями о психологии) и возможность «прочитать» ту или иную сцену в рамках привычных нам представлений, очень хорошо создают иллюзию реальности происходящего.

Комментариев нет:

Отправить комментарий